Стариков Павел: «Инженер – он как дорогое вино, с годами будет становиться все дороже и дороже».
В современном мире инженерное образование становится фундаментом для развития инновационных технологий и научных достижений. Качество подготовки специалистов напрямую влияет на прогресс отраслей и технологический прогресс в целом. В данном контексте важно учитывать не только технические знания, но и такие критерии, как практическая подготовка, способность критически мыслить и адаптироваться к быстро меняющимся условиям.
Сегодня герой нашей рубрики «Инженеры в фокусе» Стариков Павел – главный инженер-энергетик группы компаний «PLUS Development» – одного из крупных застройщиков Москвы.
Yaengoneer: Павел, расскажите о вашей работе сейчас, в чем она состоит?
Павел Стариков: У меня достаточно широкий профиль, который я затрагиваю – это и наружные, и внутренние сети электроснабжения, и работы с проектной организацией. То есть мы совместно прорабатываем техническое задание, задание на проектирование. В дальнейшем проектировщики реализуют его в виде рабочей документации. После согласования рабочей документации, мы реализуем уже физику, все это монтируем. И в будущем, надеюсь, люди будут пользоваться электричеством надежным, качественным и стабильным.
YE: То есть ваша работа как-то связана с вашим образованием?
ПС: Сто процентов! Моя работа непосредственно связана с моим образованием, и я этим горжусь. Я считаю, что каждый предназначен для того, где он учился и на кого он учился. Шесть лет в университете прошли не зря, я считаю.
YE: Как вы пришли к решению стать инженером? В школе, в саду, еще где-то. Как это произошло?
ПС: Как я решил стать инженером-энергетиком? Все на самом деле достаточно банально. Мы сидели с родителями, обсуждали мое будущее. Я хотел, как мой отец, быть авиатехником. Но на тот момент отец уже понимал, что эта профессия уходит из популярных кругов. Самолеты все больше были импортные и обслуживались они в основном иностранными специалистами. И техобслуживание совсем другое было. В общем, он говорит, что в авиацию не стоит идти, это не перспективная сфера, перспективная – энергетика. Я говорю: «Почему папа?» Он говорит: «Потому что электрики нужны везде. Зависит только, сколько ты будешь получать. Ты можешь работать в поселке «Эстасадок» и получать там условно 30 тысяч рублей. А можешь работать в городе Москве и получать зарплату намного выше».
YE: То есть получается, что мнение родителей было очень важным?
ПС: Мнение родителей было очень важным. И сейчас, будучи уже родителем, я это понимаю, потому что им со стороны виднее на самом деле: какие мои сильные стороны, слабые стороны. Зачастую молодежь в таком возрасте, до 18 лет, не особо задумывается о перспективе, о будущем. Им сложно, как минимум это сложно предугадать, что будет, какие будут тренды, какие будут профессии востребованы. И я поступал в 2007 году в университет на энергетика, а все мои одноклассники, большинство моих одноклассников поступали на программистов. И это тогда было модно. И по итогу до финиша добежало, наверное, процентов 10 среди моих одноклассников. То есть им это не нравилось, они пошли, так сказать, по наитию, как все, так и мы. Никто не задумывался о своих сильных и слабых сторонах. А кто такой программист? Программисты – это вообще крутые люди, и инженеры, и математики, и там должен быть определенный склад ума.Так же, как и у инженера-энергетика, определенный склад ума.
YE: Расскажите о своем образовании, где вы учились, и сколько лет вам понадобилось, чтобы овладеть профессией?
ПС: Я учился в Томском политехническом университете, научно-исследовательский институт. Собственно, это, наверное, один из сильнейших технических вузов в стране. На тот момент, 2007-2013 год я учился, он занимал третье место в рейтинге среди технических вузов страны. Не знаю, как сейчас, может быть, на первом уже, может быть, также на третьем. Очень сильная база, очень сильные преподаватели, профессура, классные спецы и промышленники в прошлом и в настоящем. И 6 лет пролетели незаметно. Я сейчас оборачиваюсь, вспоминаю, было очень тяжело и было очень интересно.
YE: А что вы можете сказать про преподавателей, про наставников своих? Какие-нибудь есть воспоминания, может быть, о ком-то особо?
ПС: Про наставников я могу сказать, что мне повезло, так как в 2007-2013 годы я еще застал ту профессуру советскую, социалистическую, коммунистическую, со своими устоями, правилами, с той базой, которая была заложена в них истоками нашего образования. И преподаватели были крутые. Они смотрели в будущее! И даже на примере перспективных, на тот момент, возобновляемых источников энергии. Они нам говорили: «Ребята, это все маркетинг, это невыгодно. Ставить солнечную батарею в центре Берлина и вырабатывать электроэнергию – это маркетинг, это пафос. Если это удаленный какой-то объект, где нет возможности привести сеть 10 кВт, условно, вопросов нет. Тут просто вариантов нет. Мы ставим возобновляемый источник энергии солнечный и ветряной». В таких направлениях они нам дали какой-то вектор, и сейчас я понимаю, что они были правы. И вся нормативка по факту была написана этими специалистами. Сейчас мы пользуемся все той же нормативно-технической базой, написанной в 60-е, 70-е годы. Как бы мы там ни говорили, что мы ее переписали, она у нас обновилась – мы просто слова местами поменяли, а по факту ничего умнее мы еще не придумали. Поэтому я горд, что застал таких крутых преподавателей.
YE: Дополнительное образование после того, как закончил инженерный университет, оно потребовалось?
ПС: По поводу дополнительного образования я могу говорить очень долго. Почему? Потому что для меня дополнительное образование — это, наверное, основное, что я получил после университета. В университете я получил базу. Там многих вещей не рассказывают, которые на предприятии тебе пригодятся. То, что тебе пригодится, ты уже получаешь на доп. образование. И я достаточно много ездил по стране, ездил в хорошие учебные центры. Меня поддерживал мой руководитель. Я до этого работал в городе Сочи на Красной поляне, в горно-туристическом центре «Газпрома». И там я очень много почерпнул, очень много взял из этого образования дополнительного и потом в дальнейшем внедрял на предприятие. И тем самым увеличил энергоэффективность своего предприятия. И я считаю, что это основа перспективного специалиста. Его нужно постоянно обучать. После университета недостаточно тех знаний, чтобы посадить и сказать давай проектируй, давай эксплуатируй, монтируй. Появляются новые материалы, технологии, новые способы расчетов, программные комплексы появляются, которые не всегда есть в университете. И там, в учебных центрах ты это все получаешь. Ты общаешься с классными специалистами, промышленниками, практикующими специалистами, которые тебе рассказывают, как это работает реально. Поэтому дополнительное образование — это основа после базы.
YE: У вас сейчас руководящая должность. Как вам помогает инженерное образование в вашей работе?
ПС: Конечно, образование очень сильно влияет на то, как ты будешь себя чувствовать в кресле руководителя. Потому что тебе приходится взаимодействовать с подчиненными, приходится взаимодействовать с подрядчиками. И если ты с ними не на одном языке будешь разговаривать, тебя просто не будут уважать.
YE: Вы передаете свой опыт кому-то или вы все получили и ни с кем не делитесь?
ПС: По поводу опыта мне сейчас сложно говорить, потому что мне 34 года, я не могу сказать, что я сам супер опытный, и у меня огромный багаж знаний. Теми знаниями, которые я уже сегодня обладаю, конечно, я с удовольствием делюсь. Я до этого, работая в компании «Газпром», имел в подчинение порядка 50 человек, и, собственно, людей взращивал так же, как и меня когда-то, руководитель с должности линейной, с электриков до инженера второй категории, первой категории ведущего инженера. И эти люди проходили вот эти ступеньки при моей поддержке. То есть определенные навыки, знания я им передавал, конечно.
YE: Расскажите, что значит профессия инженер для России, в Вашем понимание?
ПС: Профессия инженер для России, это, наверное, как бы это громко ни звучало, это суверенитет. Если мы не будем иметь своей промышленности, если мы не сможем строить ракеты, самолеты, машины, стиральные в том числе, то мы не сможем претендовать на единое государство. Я это вижу так. Поэтому инженеры — это очень важно.
YE: Как бы вы могли охарактеризовать, в чем главное преимущество профессии, например, для школьников, которые выбирают свой путь?
ПС: Я, наверное, бы описал ее преимущество таким образом: это игра в долгую. То есть ты на старте не так быстро стартуешь, как блогер, например, который может уже завтра зарабатывать большие деньги. Но на финише блогер, скорее всего, потеряет свою востребованность и пойдет работать на какую-нибудь низкооплачиваемую работу. Не заглядывая вперед, конечно, мы не говорим про блогера, который получил образование в процессе работы. А инженер – это человек, который будет от начала и до конца, если он будет предан своей профессии, он от начала и до конца будет востребован. И как дорогое вино, с годами он будет становиться все дороже и дороже, если это хорошее вино, правильно?
YE: Чтобы вы посоветовали ребятам, которые уже выбрали эту профессию, на которую уже учатся?
ПС: Чтобы я посоветовал ребятам, которые выбрали для себя инженерное направление? Знаете, у меня был момент такой в университете на пятом курсе, я так сильно расстроился, что я пошел на инженера-энергетика, не представляет! Я поехал на практику, на вахту, 4 вахты подряд я работал, думал, заработаю денег, приеду с деньгами сейчас в университет, на пятый курс и куплю себе что-нибудь. Приезжаю, заработал за 4 месяца 20 тысяч рублей, а друг мой, нефтяник, заработал за эти же 4 месяца порядка 150 тысяч рублей. Я думал - надо было идти на нефтяника. Но сейчас я понимаю, это как с блогером. Он в старте был впереди, а сейчас я имею больше возможностей. Я не привязан к нефтяному кусту, к вахтам, к каким-то поездкам на север нашей страны. Я могу работать во всей России, сидя даже в кабинете, если я проектировщик. А если я инженер, который строит, я могу строить в Москве, а могу строить в Сочи.
Поэтому я хочу пожелать, чтобы ребята, которые выбрали профессию инженера-энергетика, не расстраивались, что у них на старте будет маленькая зарплата. Все зависит от них. И какую они захотят планку себе поставить, такую они добьются.
YE: Как вы думаете, как сейчас относится в России, в целом в стране, к профессии инженера?
ПС: Я думаю, у нас в стране недооценивают эту профессию. И это не только про деньги, это про функционал и про принятие решений. Зачастую, работая уже в нескольких местах, я понимаю, что менеджеры, топ-менеджеры, они не прислушиваются к мнению инженера, которые по опыту говорит, что здесь нужно сделать так, здесь мы можем сделать вот так, здесь мы сэкономим, а здесь в перспективе эксплуатация будет более выгодна. По мне, пока мы еще не на коне, но это все впереди, я думаю.
YE: Как вы считаете, как наладить связь между менеджментом и инженерами, чтобы у них был коннект? Есть какая-то таблетка к тому, чтобы это сделать быстро?
ПС: У меня очень есть хороший пример – это прежнее место работы в «Газпроме», там одним из топ-менеджеров, принимающих решения, был технарь, бывший энергетик. Он также начинал там в должности электрика и дорос до технического директора, замом гендиректора по техническим вопросам. Этот человек понимал, что происходит, и он принимал решения, он продвигал определенные вопросы финансирования и модернизации тех или иных систем. Поэтому, я думаю, тут просто надо команду собирать не только из менеджеров. Управленцы — это хорошо, но и должны быть технари в составе топов.
YE: Как вы относитесь к идее популяризации инженерных специальностей сейчас?
ПС: Я очень хорошо отношусь к идее популяризации, потому что я сам инженер. И ссылаясь на книжку, которую я сейчас читаю, я могу сказать, что в Америке это уже пройденный этап. И у них технократы, это ребята, которые показали всему миру, что они могут сделать маленьким усилием, небольшими деньгами многое. Тот же Илон Маск, наверное. И я думаю, нам нужен такой же супергерой в России. То есть нам нужен такой человек, который вышел и сказал, я инженер-электрик, и я хочу построить ракету, которая полетит не на Марс, а на Плутон, например. И чтобы у него все получилось. Я ему желаю этого.
Павел, благодарим вас за интересную и искреннюю беседу! Успешное инженерное образование требует не только глубоких технических знаний, но и умения применять их на практике, быть инициативным и целеустремлённым. Постоянное развитие, самообразование и критическое мышление — ключи к эффективной профессиональной деятельности и личностному росту.